Сегодня вдумчиво и кропотливо меняла кусочек Договора (для работы с психологом, то есть со мной, по видеосвязи) и размышляла фоном, из метапозиции:
— в чем суть работы с психологом? Вот самая-самая-самая главная суть? То, зачем человек приходит и что в итоге достигает, если работает достаточно долго и осознанно?
Достаточно долго — это ровно столько, сколько нужно лично ему, чтобы той самой сути достичь.
И в чем она?
Если простыми словами — то в осознанности, ответственности-и-сострадании и адаптивности.
— А причем тут договор? — как бэ спрашиваете с удивлением вы.
Договор — это рамки. Границы, которые задают нам (клиенту с психологом) зону безопасности.
Договор определяет ЯСНОСТЬ в отношениях.
А безопасность — это и есть ясность.
Не гарантии чуда чудесатого, не всемогущее всемогущество, и не жесть из Жестких стандартов, это ясные границы (правила, договоренности), которые дают зону доверия.
Вот в этих рамках (договор) можно расслабиться и исследовать свои нежные части, уязвимые, а также всякие мерзенькие, и разные прочие темные, без страха и риска внезапно быть посланным в даль. Дальнюю. Или получить еще какой привычный из прошлого негативный деструктив.
И вот договор у меня, «шишнадцать страниц мелким почерком» уже лет десять как не менялся, настолько он был удобный, практичный, подробный, детально прописанный и адекватный актуальному в прошлом контексту и ключевым проблемам клиентов (в среднем по палате русскоязычная Земля).
В нем была подробно прописана рамка про оплату. Что если отменяем день в день, то время оплачиваем. Клиент отменил, забыл, молча не пришел — оплачивает. Психолог, то бишь я, внезапно отменила — аналогично, следующая встреча за мой счет.
Это было важное и полезное правило. Горизонтальная, взрослая, равная ответственность.
И она была актуальна «временам и нравам» — связь была надежная, событийный ряд стабильный, а основные причины отмен день в день у клиентов — импульсивность, инфантильность и наивные «мяу лапки» (забылнипришол).
Такая рамка давала возможность на простом уровне тренировать связку действие = ответственность. И все отлично работало.
Со своей стороны я раз в пять лет попадала в ситуацию «увезли на скорой». Один раз, недавний, хотя бы успела написать «отмена», в прошлый раз, в злое ковидное время — уже из стационара слала телеграммы, мол, вернусь, продолжим.
Вернувшись вполне себе отработала, и это было внутренне верно, равновесие, которое было заложено и о котором договаривались.
Клиенты иногда эту штуку практиковали «проспал, не пришел, оплатил, идем дальше». Процентов в 70-80% оно работало, как и задумано было, на «не хотел чото идти, лень, но уже поздно было отменять, пришел и … » и это давало хорошее продвижение в работе, через осознанность и ответственность, через понимание, а ЗАЧЕМ я вообще хожу и плачу, что еще критичное ключевое мне нужно делать, кроме этого, необходимого, но явно недостаточного.
И вот сегодня я делала новую рамку. Другие времена, другие ведущие проблемы, другая адаптивность.
Ниже выложу кусочек договора и ссылку на весь текст (он прежний в остальном).
Ключ и суть в том, что теперь
а. Большие Внезапные Бедствия категории «террористы перегрызли свет, интернет и что-то еще», наскочил злой неустановленный вирус, и человек за полчаса в температуру «под сорок» и тошним-блюем улетел, и разное прочее агрессивно ломающее наше трепетное и нежное био и материальное существование стали обыденностью
б. Клиенты (снова говорю не про конкретных, а про » в целом, в среднем, основной вектор проблем») больше тревожно, самогнобящие «соберись тряпка! держи кишки руками и ползи к цели», «упал? срочно бей и гноби себя», «стыдно быть слабым» стали чуть иные, чем инфантильные котики с лапками из прошлых времен
в. За последние годы (со времен ковидных) тема внезапных потерь и утрат обострилась — раз, чисто по времени (подросли, ага) «дети девяностых» (а это регулярный страх внезапных резких потерь и разворотов) — два, и сейчас уже идет волна людей с накопленным непрожитым гореванием — три,
какие Правила нам нужны теперь?
Нам нужны опоры, которые будут помогать верно ставить приоритеты и обучать человека адекватной заботе о себе в его реальном (живо меняющемся контексте), самостоятельно, ответственно, осознанно и помогать прояснять лично свои границы.
Как пример, чтобы человек в ситуации «давление прыгнуло» — лежал и лечился, а не «полз в полуобмороке на консультацию, ибо уплочено, должен».
И вот нам новая рамка для новых времен.
Любопытно, через следующие десять лет, какой текст я напишу? и на какое новое Работающее Правило будем менять договор?
2.3. При отмене (неявке молча, переносе) консультации «день в день» консультация оплачивается полностью, под личную ответственность клиента, только в ситуации «забыл, проспал, не хотел». Если причиной отмены (неявки, переноса и т.д.) консультации были БВБ — Большие Внезапные Бедствия ( вырубили электричество, заболел, скорая помощь, пожар, потоп, ДТП и так далее) ,
а. оплачивать консультацию НЕ нужно
б. как только появилась возможность связи, желательно-обязательно маякнуть «я жив, все ок» — безотносительно продолжения работы
в. ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! позаботиться о себе максимально сострадательным, активным и конструктивным образом, используя все свои ресурсы на благо себя и близких
Внимание! В случае БВБ (форс-мажоров, болезней и прочих ДТП) ваш приоритет — забота о себе, консультацию не оплачиваем!
Отмена и/или перенос консультации с помощью смс-сообщения по номеру 89130639273 либо на почту wmt1227@yandex.ru, по вотсапу или в Телеграм (если они работают на момент события).
Основные каналы почта wmt1227@yandex.ru и 89130639273 (смс, вотсап, ТГ).
При отмене (неявке молча, переносе) консультации по инициативе психолога, действуют аналогичные правила. Если меня нет, а вы — тревожный человек, человек с травмой (схемой) Отвержения, Брошенности и т.д., опираясь на этот пункт, делаете упражнения и заботитесь о себе, зная (умом понимая), что это какие-то технические обстоятельства (БВБ) или МТС (Маленькие Технические Сбои) и, как только они будут устранены, я с вами свяжусь и мы продолжим работу в обычном графике.
Отмена и/или перенос консультации со стороны психолога сообщаются с помощью смс-сообщения, либо сообщением на электронную почту клиента , в Телеграм, вотсап (или иной актуальный в моменте мессенджер, по договоренности с клиентом), в том числе в мессенджер Яндекс-телемоста.
Расписываю так подробно логику решений. Нас учат, нас учили, что «психолог должен в любой момент осознавать, что он делает, зачем он это делает и почему? Что это даст ему и клиенту? Какую пользу?»
Показываю Внутреннюю Кухню в части логики принятия решений. Любое действие внутри психотерапевтического процесса — может работать для блага клиента.